Система возмещения охладителя представляет собой обычный расширительный бачок из прозрачной пластмассы с двумя мелкими шлангами, выходящими из-под его крышки). Один шланг идет к радиатору, а другой служит в качестве сливной трубки для бачка. В расширительном бачке хранится дополнительный запас охлаждающей жидкости на тот случай, если ее уровень в системе охлаждения немного снизится.
Когда система охлаждения нагревается и уровень охлаждающей жидкости начинает повышаться, излишки этой жидкости поступают в расширительный бачок, а не сливаются на землю через сливную трубку радиатора. А когда система охлаждения остывает и давление в ней падает, охлаждающая жидкость поступает из расширительного бачка обратно в радиатор. Благодаря этому не только экономно расходуется охладитель, но и окружающая среда предохраняется от выбросов вредных веществ, а дети и животные — от попадания в лужи с токсичными жидкостями.
На некоторых моделях современных автомашин установлены герметичные расширительные бачки. В подобных случаях рассматриваемая далее герметичная крышка радиатора находится на расширительном бачке, а не на радиаторе. Специалист по радиаторам как-то поведал мне, что на некоторых автомобилях система возмещения охладителя работает не очень эффективно, поскольку при повышении давления в бачке с охладителем последний вытекает через сливную трубку на землю. Это не только создает опасность в связи с особой токсичностью охладителя, но и чревато перегревом двигателя по мере сокращения объема охладителя, замыкая порочный круг.
Системы возмещения охладителя обычно считаются герметичными, но вы можете всегда проверить уровень охлаждающей жидкости и долить ее при необходимости, открыв крышку бачка. Для проверки уровня охлаждающей жидкости в системе достаточно взглянуть, достигает ли она отметки, нанесенной на корпусе бачка.