Когда вы весело и беззаботно едете на своей машине по шоссе, для охлаждения двигателя достаточно потока воздуха, проходящего через ребра радиатора, но, когда ваша машина стоит или медленно движется в тесном потоке транспорта, поступление свежего воздуха заметно ограничивается. Именно поэтому за радиатором устанавливается вентилятор, для обдува его потоком воздуха. Радиатор закрывается пластиковым кожухом, усиливающим поток воздуха, проходящего через радиатор. У некоторых спортивных моделей машин имеются специальные воздушные заслонки, направляющие воздух к радиатору снизу.
Первоначально вентилятор приводился в движение вместе с водяным насосом одним ремнем вентилятора, надетым на шкив, соединенный с генератором. Этот ремень приводил вентилятор в движение, когда работал двигатель. Сейчас практически все вентиляторы работают на электричестве, включаются и выключаются с помощью термореле и не связаны с двигателем или водяным наносом посредством ремней. Такие вентиляторы включаются только по мере надобности. Они вращаются по инерции проходящим мимо воздухом при езде с большой скоростью, а следовательно, экономится топливо, расходуемое в двигателе на выработку энергии, которая обычно требуется для вращения вентилятора.
На некоторых моделях автомобилей установлены два вентилятора. Вследствие изменений в дизайне кузова таких автомобилей, передняя их часть опустилась, а радиатор стал ниже и хтиннее, и поэтому одного вентилятора оказалось недостаточно для обдува всей поверхности радиатора. Оба вентилятора включаются и выключаются с помощью термореле и вообще не связаны с водяным насосом, рассматриваемым в следующем разделе.