В настоящее время разрабатываются тормоза с электронным управлением, в которых торможение осуществляется электромоторами, а в ныне действующих тормозных системах по-прежнему применяется рабочая жидкость, которая, как нетрудно догадаться, называется тормозной. Если менять эту жидкость самостоятельно или с посторонней квалифицированной помощью хотя бы раз в год независимо от пробега в километрах, то можно повысить эффективность работы тормозной системы и продлить срок ее службы. Тормозная жидкость впитывает влагу из окружающей атмосферы, и эта влага портит ее, понижая точку кипения до уровня, при котором тормозная жидкость начинает закипать уже от нагревания тормозов. В этом случае пузырьки воздуха в кипящей тормозной жидкости становятся причиной отказа тормозов, чего нельзя пожелать никому.
До сих пор были представлены составляющие, общие для всех тормозных систем. А теперь рассмотрим основные их отличия. Когда вы нажимаете педаль тормоза, тормозная жидкость выталкивается из главного цилиндра в магистраль, а то, что происходит дальше, зависит от типа тормозов. Долгие годы на всех колесах автомашин устанавливались барабанные тормоза. Как следует, в некоторых моделях автомобилей барабанные тормоза устанавливаются на задних колесах, а дисковые тормоза — на передних колесах. В современных автомобилях дисковые тормоза устанавливаются на всех четырех колесах, а в большинстве из них — упоминавшиеся ранее тормоза с усилителем. Широкое распространение получили также антиблокировочные тормозные системы (АБС), которые будут рассматриваться далее.