Повышенная безопасность современных автомобилей по сравнению с прежними временами объясняется тем, что, начиная с 1968 года, все машины стали оснащаться двухконтурными тормозными системами для гарантии того, что если откажет один контур, то другой сможет остановить машину (подробнее об этом — далее во врезке "Двухконтурные тормоза"). На приборной панели современного автомобиля имеется также лампочка, сигнализирующая о неисправности тормозов. И все большее число выпускаемых ныне автомобилей оснащены не просто гидравлическими тормозными системами, а тормозными системами с электронным управлением, что повышает надежность и эффективность их работы.
В тормозных системах с электронным управлением применяются те же самые гидравлические узлы, что и в обычных гидравлических тормозных системах. Поэтому в этой главе сначала будут рассмотрены более простые тормозные системы, а затем более сложные и совершенные.
Здесь приведена конструкция самой простой тормозной системы автомобиля с усилителем тормозов, дисковыми тормозами на передних колесах и барабанными — на задних. В вашем автомобиле усилителя тормозов может и не оказаться, а на всех колесах могут быть установлены дисковые или барабанные тормозные механизмы, но так или иначе они действуют по одному и тому же принципу.
В последующих разделах рассматриваются составляющие тормозной системы, начиная с педали (первой точки вашего соприкосновения с тормозами) и заканчивая самими тормозами.