Если двигатель вашего автомобиля часто перегревается или плохо прогревается и это не объясняется ни одной из упомянутых выше причин, возможно, придется заменить термостат. Это небольшое устройство перекрывает путь охлаждающей жидкости к радиатору, направляя ее по так называемому "малому контуру" вокруг блока цилиндров во время разогрева двигателя. И хотя это очень простое устройство, оно вполне может выйти из строя.
Если термостат заклинит в открытом состоянии, он не сможет задерживать охлаждающую жидкость в водяных рубашках вокруг двигателя при его прогреве. В итоге двигатель будет долго прогреваться. А если термостат заклинит в закрытом состоянии, двигатель будет перегреваться.
Замена термостата не представляет особых трудностей, да и сами термостаты стоят недорого. Поэтому, прежде чем предпринимать более сложные и радикальные меры борьбы с перегревом двигателя, попробуйте сначала заменить термостат, следуя приведенным ниже инструкциям.
1. Определите местоположение термостата.
Чаще всего термостаты расположены в том месте, где верхний шланг радиатора подходит к двигателю. Описанные ниже действия относятся именно к такому расположению термостата, хотя для замены термостата, расположенного рядом с нижним шлангом радиатора, следует действовать аналогичным образом.
2. Приобретите новый термостат.
Для этого нужно иметь при себе сведения о производителе, марке, модели и годе выпуска вашего автомобиля. Если вам приходилось раньше приобретать запчасти к своей машине, вы должны все это уже знать. (Тем более, если вы однажды заполнили журнал спецификации, образец которого приведен в приложении Б.)
3. Снимите хомут, которым шланг радиатора крепится в том месте, где расположен термостат.
4. Снимите шланг.
При этом выльется немного охлаждающей жидкости, поэтому вам может потребоваться чистая восьмилитровая емкость для сбора и заливки этой жидкости обратно в радиатор по завершении ремонтных работ. Заодно воспользуйтесь представившейся возможностью заменить охлаждающую жидкость в системе охлаждения, следуя инструкциям, приведенным ранее в этой главе. Но в любом случае постарайтесь не проливать охлаждающую жидкость в местах, легко доступных для детей и животных.
5. Снимите болты крепления корпуса термостата и старый термостат.
Сравните новый термостат и его прокладку со старым термостатом и его прокладкой. Если новый термостат и входящая в его комплект прокладка отличаются от старых, верните их в магазин автозапчастей и попросите поменять на подходящие.
Снимите прокладку на отверстии, в котором был установлен старый термостат. Очистите место установки термостата от остатков прокладки, но постарайтесь, чтобы эти остатки не попали в систему охлаждения.
6. Установите на очищенное место новую прокладку.
7. Установите новый термостат, расположив его пружинной стороной вниз, а затем закрутите болты.
8. Установите шланг на место и закрепите его хомутом.
Закрутите хомут потуже, но так, чтобы он не врезался в шланг.
9. Долейте в систему охлаждения жидкость, которая вылилась при замене термостата.
Постарайтесь не пролить охлаждающую жидкость на землю, особенно в местах, легко доступных для детей и животных, чтобы не подвергать их опасности отравления этой ядовитой жидкостью. Если вы случайно прольете охлаждающую жидкость на землю, тщательно вытрите ее ветошью, а затем промойте это место водой из шланга, а грязную ветошь упакуйте в герметичный пластиковый пакет, прежде чем выбрасывать в мусорный контейнер.