Если на вашей машине установлены дисковые тормоза, вам придется снять сначала суппорт, а затем диск, чтобы добраться до внутреннего подшипника. Но в этом случае осматривать и смазывать подшипники следует только под присмотром опытного автомеханика. Это несложная работа, но вы вряд ли сумеете правильно установить суппорт на место, что может стать причиной неисправности тормозов, а следовательно, опасно для жизни. Если же на вашей машине установлены барабанные тормоза, в таком случае вы вполне справитесь с осмотром и смазкой подшипников колес сами, следуя приведенным ниже инструкциям, где наглядно показано, как добраться до подшипников колес.
1. Если на вашей машине установлены барабанные тормоза и разборные подшипники, следуйте инструкциям, приведенным ранее в разделе "Проверка состояния барабанных тормозов".
Дойдя до п. 7, т.е. до снятия внешнего подшипника с цапфы, возвратитесь к этому разделу.
2. Аккуратно снимите шайбу и внешний подшипник с цапфы, если это еще не было сделано.
Как следует далее, это, как правило, конический роликовый подшипник, а не шариковый подшипник.
3. Внимательно осмотрите смазку между роликами подшипника. Только не вытирайте ее!
Если в смазке присутствуют блестящие серебристые кусочки металла, а ролики покрыты щербинами или выбоинами, такой подшипник придется заменить. Если же поврежден внешний подшипник, то, скорее всего, изношен и внутренний. В таком случае следует заменить оба подшипника под присмотром опытного наставника, например, в мастерской автошколы, следуя четким инструкциям, но все же лучше, если данную работу проделает за вас опытный автомеханик.
4. Если вы не собираетесь менять смазку или внешний подшипник, но хотите продолжить осмотр, то ни в коем случае не вытирайте смазку, как бы она не выглядела.
Положите подшипник в пластиковый пакет, а пакет — на тряпочку, только в правильном положении. Пакет не позволит грязи попасть вовнутрь. Даже небольшое пятнышко грязи может стать причиной быстрого износа подшипника.
Если же вы собираетесь перепаковать внешний подшипник, тщательно промойте его в удобной емкости с растворителем или керосином, а затем очистите его от старой смазки мелкой кисточкой. Только не курите во время чистки подшипника.
Вам нужно удалить всю грязь и старую смазку с подшипника, чтобы внимательно осмотреть его. Ведь вы же не хотите, чтобы старая смазка испортила всю работу, когда вы заполните подшипник свежей смазкой.
5. Если подшипник чист и сверкает, промойте его водой и высушите или удалите остатки растворителя средством для очистки тормозов.
Если вы нанесете новую смазку прямо на растворитель, смазка растворится, что может привести к повреждению подшипника.
6. Как только подшипник очистится и высохнет, внимательно осмотрите его ролики.
Если ролики голубого цвета, выщерблены и легко снимаются с места установки, срочно поменяйте и подшипники его кольцо с канавкой качения, впрессованное в ступицу.
7. Для того чтобы набить внешний подшипник смазкой, нанесите на ладонь левой руки (если вы правша) большой комок смазки, специально предназначенной для набивки подшипников колес, ведь смазка бывает разная.
Для выполнения данной процедуры вы можете, конечно, надеть латексные перчатки. Но при этом вы потеряете непосредственный контакт со своим автомобилем. А если вы сделаете эту же работу голыми руками, то получите массу удовольствия, а по ее окончании можете легко отмыть руки от смазки.
8. Нанесите свободной рукой большое количество смазки на подшипник.
Тщательно промажьте каждую щель в подшипнике. По завершении смазки положите подшипник на чистую тряпку.
Другой подшипник находится в центральном отверстии барабана или диска. Это так называемый внутренний подшипник колеса. На этот раз вам придется решать, стоит ли снимать внутренний подшипник для внешнего осмотра и смазки. Приведенные ниже рекомендации помогут вам принять правильное решение.
• Внутренний подшипник нельзя снимать до тех пор, пока для него не подготовлена новая набивка в виде смазки. Если вы просто хотите произвести осмотр внутреннего подшипника, оставьте его в покое до тех пор, пока не проверите состояние внешнего подшипника.
• Вообще говоря, если внешний подшипник в порядке, то и с внутренним не должно ничего особенного случиться. Поэтому проверьте каждое колесо и установите все детали на место, строго следуя приведенным ранее в этой главе инструкциям по сборке барабанных тормозов.
Если вы не собираетесь набивать смазкой внутренний подшипник, не пытайтесь снять его с места в барабане или диске. Пропустите пп. 10-13 и продолжите с п. 14.
Для набивки внутреннего подшипника смазкой снимите тормозной барабан или диск таким образом, чтобы подшипник остался на месте, но только не снимайте барабан полностью с цапфы. Для'этого закрутите регулировочную гайку и потяните сначала барабан к себе, а затем толкните его обратно на место.
Регулировочная гайка должна зацепить внутренний подшипник и его смазочную набивку и вытолкнуть его из ступицы.
Почистите и набейте смазкой внутренний подшипник, как пояснялось в пп. 5-8
Вытрите тряпкой отверстие в ступице барабана там, где находился внутренний подшипник. Обильно смажьте отверстие в ступице смазкой.
Смазка должна непременно заполнить кольцо с канавкой качения внутри ступицы, где обычно находится подшипник. Вытрите лишнюю смазку вокруг отверстия в ступице. Если вы не сделаете этого, лишняя смазка разлетится по сторонам при движении машины и может повредить тормоза.
Вставьте внутренний подшипник в ступицу стороной меньшего диаметра вперед. Нанесите новую смазку тонким слоем на торцевое уплотнение.
Вставьте новое уплотнение на место, но сделайте это ровно, иначе оно согнется или сломается, а вы лишитесь и смазки, и уплотнения.
Подберите полую трубу или большую торцевую головку свечного ключа такого же диаметра, как и уплотнение. Поверните уплотнение плоской и гладкой стороной к себе, установите его в отверстие ступицы и аккуратно протолкните торцевой головкой свечного ключа или трубой.
Вернитесь к процедуре проверки состояния барабанного или дискового тормоза, продолжив с того места, где вы остановились.
Вам, вероятно, будет приятно узнать, что подшипники на задних колесах не нужно смазывать (если, конечно, у вас не машина с передним приводом или в инструкции по ее эксплуатации не сказано, что это нужно делать периодически). Но радоваться рано: на оси вашего автомобиля установлены так называемые осевые подшипники, которые придется поменять, если они износятся, а вот набить их смазкой не удастся.
Если ваш автомобиль порядком устарел и вы слышите скрип где-то рядом с задними колесами, проверьте подшипники и по необходимости замените их новыми. Если осевой подшипник износился, это легко определить на спуске или во время езды по узкой аллее, когда шум биений осевого подшипника очень хорошо слышен.