Благодаря принятым более жестким стандартам на дизельное топливо продукты его сгорания, выбрасываемые в окружающую атмосферу, стали намного чище. К 2007 году содержание серы в дизельном топливе было ограничено до 0,0015% по сравнению с более грязным прежде дизельным топливом, где этот показатель в среднем составлял 0,055%. Такое дизельное топливо со сверхнизким содержанием серы получают путем дополнительной очистки исходного углеродного дизельного топлива с высоким содержанием серы. А биодизельное топливо получают из сельскохозяйственного сырья и отходов производства. Этот вид дизельного топлива находит все большее распространение и более подробно рассматривается в следующем подразделе.
Стандартное дизельное топливо, иногда еще называемое соляровым маслом, или просто . эляркой, бывает двух видов: зимнее и летнее. Если бензин оценивается по октановому числу, дизельное топливо оценивается по цетановому числу, которое указывает, насколько легко воспламеняется и как быстро оно сгорает. Чем выше цетановое число, тем более улетучивается топливо. В дизельных автомобилях обычно используется топливо с цетановым числом от 40 до 55. Большинство производителей дизельных автомашин рекомендуют летнее топливо для нормальных условий эксплуатации. Водители грузовиков используют летнее топливо для перевозки тяжелых грузов на дальние расстояния на постоянных скоростях, поскольку оно не такое летучее, как зимнее, и расходуется экономнее.
Не путайте сорта дизельного топлива с сортами моторного масла, применяемого для смазки дизельных двигателей, по классификации Американского института нефти. Подробнее об этой классификации моторных масел речь пойдет далее в разделе "Замена смазочного масла".
Дизельное топливо также оценивается по вязкости, которая определяет его плотность и учесть. Как и любое масло, дизельное топливо при низких температурах загустевает. В экстремальных условиях это топливо может превратиться в гель и не течь вообще. Зимнее топливо более текучее, чем летнее, поэтому оно лучше подходит для низких температур. Для лучшения текучести в зимнее топливо добавляют специальные присадки либо обычный низкооктановый бензин (при сильных морозах).
На заправочных станциях обычно продается топливо, соответствующее местным погодным условиям.
Если вы собираетесь ездить в очень холодную погоду, выбирайте топливо, рассчитанное на температуру на 10° ниже предполагаемой. За более подробными сведениями обращайтесь к инструкции для владельца вашей машины.
Считается, что испарения обычного дизельного топлива, как, впрочем, и бензина, крайне токсичны для людей и животных. И до тех пор, пока не будут созданы безопасные формы этого топлива, будьте осторожны и не вдыхайте его пары при заправке.
Дизельное топливо, которое продается на стоянках грузовиков, обычно дешевле и свежее толлива на заправочных станциях. Свежесть в данном случае важна, поскольку дизельное топливо легко загрязняется водными испарениями в топливных баках, а также плесенью и другими микроорганизмами, которые засоряют топливные фильтры и форсунки.
Если заправка вызывает у вас подозрения, обратите внимание, есть ли грязь на пистолете справочной колонки. На стоянках грузовиков старайтесь заправляться в субботу утром, когда их движение не такое интенсивное. Хуже всего заправляться вечером в будние дни. Протиснуться своим легковым автомобилем в гущу крупногабаритных грузовиков не так-то просто!