Двигатель состоит из нескольких основных узлов. Сверху двигателя находятся головки блока цилиндров, в которых расположены механизмы для синхронного открытия и закрытия клапанов, впускающих топливо-воздушную смесь в цилиндры выпускающих из них продукты сгорания — выхлопные газы. Ниже головок блока цилиндров находится сами блоки цилиндров, в котором установлены поршни.
Что же такое цилиндр? Это полая железная труба, с одной стороны которой находится крышка, в которую ввинчена свеча зажигания. А электроды свечи находятся в свободном пространстве камеры сгорания.
Нумерация цилиндров у автомобилей с задним приводом идет от радиатора к задней стенке моторного отсека. У автомобилей с передним приводом цилиндры обычно располагаются в двигателе поперек параллельно передней оси. Такие двигатели называются поперечно расположенными, поскольку они устанавливаются под капотом поперек автомобиля, а нумерация цилиндров в них идет от одного борта автомобиля к другому.
У однорядных двигателей (называемых также рядными) имеется один ряд цилиндров, а у V-образных — два параллельных ряда цилиндров. У роторных двигателей, устанавливаемых некоторых спортивные моделях автомобилей марки "Мазда", имеется одна крупная камера сгорания, внутри которой вращается трехлопастной, или треугольный, ротор. Вращаясь эксентрически и неравномерно, ротор постоянно образует мелкие камеры, в которых происходит тот же самый четырехтактный рабочий цикл, что и в обычном двигателе внутреннего сгорания.
Имеются в виду V-образные двигатели. У однорядных двигателей, которыми оснащено большинство европейских автомобилей, одна головка блока цилиндров.
Каждому цилиндру присвоен номер, определяемый порядком нумерации цилиндров двигателя. Описание порядка нумерации цилиндров у разных типов двигателей и сопровождающие его иллюстрации приведены ранее.
Внутри каждого цилиндра находится металлический поршень, который плотно прилегает стенкам, чтобы газы не попадали в картер. На поршне установлены поршневые кольца, обес~ чивающие плотное прилегание поршней к стенкам цилиндра. Помимо отверстий под свечи жигания и поршень, в цилиндре имеются также отверстия для впускных и выпускных клапанов.
Внизу двигателя расположен картер, в котором находятся коленчатый вал и маслозабойник. Охлаждающая жидкость циркулирует по системе охлаждения двигателя, чтобы он не перегревался, а масло нужно для того, чтобы подвижные части двигателя свободно перемещались.
Теперь, когда вы ознакомились с основными узлами двигателя внутреннего сгорания, перейдем к самому главному событию, в котором им отведены определенные роли — бурной встрече воздуха, топлива и пламени, называемой четырехтактным рабочим циклом.