Но самое главное назначение масла в двигателе образование тонкой скользкой прослойки между трущимися деталями, чтобы они легко скользили друг относительно друга. Такая смазка позволяет уменьшить трение, а следовательно, сократить в значительной степени тепловыделение и износ деталей из-за трения.
Здесь показано, каким образом масло уменьшает трение. Каждый поршень крепится к шатуну, в котором имеется отверстие для его крепления к коленчатому валу посредством вкладыша, выполняющего роль подшипника скольжения. Благодаря такой конструкции коленчатый вал и шатун связаны и действуют вместе. А теперь обратите внимание на это отверстие в увеличенном виде внизу рисунка. Как видите, пространство вокруг коленчатого вала в этом отверстии заполнено маслом. Когда двигатель работает, давление масла создает подушку, которая не позволяет вкладышам'соприкасаться с коленчатым валом, предотвращая трение и износ этих деталей, что очень важно, поскольку шатун испытывает большое давление, когда он опускается вниз. У данной конструкции имеются дополнительные преимущества: когда вкладыши изнашиваются, их замена обходится дешевле, чем замена всего коленчатого вала или шатуна. Этот же принцип уменьшения трения с помощью смазки распространяется и на другие подвижные части автомобиля.