До недавнего времени автомобили были оснащены измерителями температуры, давления масла, уровня заряда АКБ и топлива, устанавливавшимся на приборной доске, или же аварийной сигнализацией, предупреждавшей об аварийных ситуациях, возникавших в отдельных узлах и системах автомобиля (именно поэтому эти лампочки на приборной панели зачастую называют "тупой"сигнализацией).
Системы аварийной сигнализации на современных автомобилях действуют намного более эффективно. Аварийная сигнализация уведомляет водителя о том, сколько топлива имеется в топливном баке, открыт ли капот, багажник или дверь и включен ли ручной тормоз. Они издают звуковые сигналы подобно заботливому родителю, если, например, не пристегнуть ремень безопасности к сиденью. А световая индикация отказов (СИО) проверяет едва ли не каждую систему автомобиля и предупреждает о неполадках, которые нужно будет устранить.
Единственный недостаток СИО заключается в том, что ее предупреждающие сообщения способны поставить в тупик и даже сильно расстроить водителя своим зловещим и порой загадочным смыслом. Согласитесь, что получить сообщение вроде "Двигатель неисправен" не очень приятно. Ведь подобное сообщение может касаться как самого двигателя, так и его вспомогательных узлов, и поэтому трудно сказать, ослабла ли крышка топливного бака или же двигателю требуется серьезный, капитальный ремонт.
Когда я запускаю двигатель своей "Эсмеральды" — автомашины класса Тойота "Приус". вся приборная панель загорается желтыми огоньками световой индикации, причем многие из этих элементов СИО не поддаются расшифровке и вообще не понятно, о чем они сигнализируют. Большинство из них описано в инструкции для владельца автомашины, но поскольку световая индикация загорается лишь на несколько секунд, то уследить за ней очень трудно. Даже если какая-то сигнальная лампочка и продолжает гореть, что уже является плохим признаком, в инструкции рекомендуется обращаться в автосалон, где была приобретена автомашина. И ничего хорошего это не предвещает, поскольку мне, привыкшей самостоятельно ухаживать за своей машиной, предстоят непредвиденные расходы за ее осмотр и считывание кодов ошибок на специальном оборудовании.
СИО обычно уведомляет о том, что именно обнаружили электронные датчики, постоянно контролирующие состояние подушек безопасности, противобуксовочной системы (ПБС), антиблокировочной тормозной системы (АБС), блока управления двигателем (БУД), коробки передач и других важных узлов и систем автомобиля, которые не могут работать отдельно друг от друга, и если какая-то сигнальная лампочка продолжает гореть после того, как остальные погаснут, то, скорее всего, придется обратиться к услугам авторемонтной службы. Если же не сделать этого, то можно потерять гарантию на автомобиль или вообще испортить его.
Но выход из этого положения все же есть: в некоторых регионах появились центры самообслуживания автомобилей, где вы можете найти по инструкции место под приборной панелью для подключения предоставляемого в ваше распоряжение диагностического оборудования, получить распечатку кодов индикации и выяснить причину появившейся неисправности. Вполне возможно, что для этого вам потребуется помощь опытного специалиста, но если все дело окажется в том, что вы недостаточно плотно закрутили крышку топливного бака, то в конечном итоге вы сэкономите немало времени и средств на устранение собственными силами этого мелкого недостатка.