Автомобильная шина состоит из нескольких основных частей. Более подробно они описываются далее, а ниже приводится их краткое описание.
Протектор. Эта часть шины, больше всего подверженная износу. Протекторы традиционно изготавливают из резины, наверное поэтому часто можно слышать высказывания типа: "Здесь резина соприкасается с дорогой" и "Жечь резину". Современные шины изготавливают из натурального или синтетического каучука или из их смеси. Рисунок протектора сделан таким образом, чтобы предотвратить прокол шины. Кроме того, по рисунку протектора проверяется степень изношенности шины.
Подробнее об этом речь пойдет в следующем разделе, посвященном определению степени износа шин.
Боковина. Эта часть шины расположена между покрышкой и ободом. О секретах, которые может поведать внешний осмотр боковин, вы узнаете далее из раздела, специально посвященного этой интересной теме.
Обод. Это прорезиненный стальной обруч, помогающий удерживать колесе на месте. Шины, как правило, оснащены несколькими ободами, сгруппированными в сердечник борта шины.
Каркас. Эта часть колеса расположена под протектором и боковинами. Каркас помогает поддерживать форму шины при накачке, чтобы она не лопнула, как воздушный шарик. Обшивка каркаса делается из различных материалов, которые называются кордами.
Слои каркаса шины. Эти прорезиненные слои изготовлены из различных материалов (чаще всего из полиэфирного корда) и образуют каркас шины Чем больше слоев каркаса у шины, тем она прочнее. Самый глубокий слой называется вкладышем. Он служит устойчивым основанием для наложения всех остальных слоев. У высокоскоростных шин иногда имеются слои покрышки, располагающиеся выше обычных слоев и удерживающие их на месте наряду с рассматриваемыми ниже брекерными поясами.
Брекерные пояса. Эти пояса также изготавливаются из прорезиненной стали и расположены между каркасом и протектором. Они обеспечивают замедление износа, защиту от проколов и повышенную продольную устойчивость. Брекерные пояса изготавливаются также из арамида, который прочнее стали, стекловолокна, полиэфира, вискозного волокна и нейлона, но чаще всего — из стали.
Вентиль шины. С помощью этого приспособления можно накачать и спустить воздух в шине. Шток вентиля предотвращает утечку воздуха. На вентиль накручивается колпачок для защиты штока от грязи и влаги.
В разные годы существовали разные конструкции шиц. Были диагональные шины, в которых использовался корд, намотанный вокруг обода под разными углами. Постепенно их вытеснили диагонально-кольцевые шины, сконструированные по принципу диагональных шин, но с использованием брекера из другого материала, намотанного по окружности колеса. Такая конструкция надежнее защищала шины от проколов и обеспечивала большую их устойчивость. А в современных автомобилях применяются радиальные шины, в которых брекерные пояса располагаются под прямым углом к протектору. Имеются также самонесущие, проколостойкие шины и другие типы новых шин, рассматриваемые далее в этой главе.
Радиальные шины стали общепризнанным стандартом, поскольку они обеспечивают лучшую управляемость, особенно на высоких скоростях, а на поворотах они лучше "держат" дорогу и служат дольше, в отличие от диагональных и диагонально-кольцевых шин. Радиальные шины нагреваются меньше, поскольку они испытывают меньшее внутреннее трение. Для большинства автомобилей износ радиальных шин наступает после 40 тыс. км пробега и больше в зависимости от материала, из которого изготовлены брекерные пояса. Еще дольше служат металлокордовые радиальные шины. При средних условиях движения их износ наступает после 60 тыс. км, а в некоторых случаях и после 100 тыс. км пробега. О том, как выбираются подходящие шины для автомобиля, вы узнаете далее из раздела "Рекомендации по приобретению шин".