Коробка передач содержит зубчатые шестерни, с помощью которых она реагирует на движения рычага переключения передач и сцепление. Собственно говоря, шестерни — это металлические колеса с зубцами по краям, которые позволяют им зацепляться. Изначально зубчатые шестерни в механических коробках вводились и выводились из зацепления рычагом переключения передач. В современных автомобилях шестерни находятся в постоянном зацеплении, а перемещаются только синхронизаторы, вызывая изменение мощности.
Количество зубчатых шестерен в коробке передач зависит от количества передних передач. А дополнительная шестерня меняет направление передачи мощности, чтобы машина могла ехать назад. Эта шестерня заднего хода действует вместе с шестернями низшей передней передачи. Но прежде чем сдать назад, нужно остановиться, да и задним ходом на большой скорости мало кто ездит, поэтому низшая передача обеспечивает вместе с шестерней заднего хода мощность, достаточную для преодоления инерции и движения машины в обратном направлении на малой скорости.